г. Ростов-на-Дону ул. М.Горького, 147

Организация учебной и методической работы 

 

Учебная работа 

   Учебная работа является важнейшей составной частью учебного процесса. 

Учебная работа включает: планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки слушателей. 

Основными видами учебных занятий  являются: 

  • лекция; 

  • семинар; 

  • групповое занятие; 

  • практическое занятие; 

  • групповое упражнение; 

  • консультация; 

  • самостоятельная подготовка слушателей. 

Лекция составляет основу теоретической подготовки слушателей. Она проводится с целью дать обучаемым систематизированные основы научных знаний по изучаемым вопросам и акцентировать внимание на базовых и наиболее сложных вопросах темы. Лектор несет ответственность за содержание лекции и качество представления учебного материала слушателям. 

Семинары, групповые и практические занятия, групповые упражнения наращивают знания слушателей по изучаемым вопросам.  

Их главная цель – углубление и закрепление полученных ранее знаний, формирование и закрепление практических умений и навыков. 

Семинары – активная форма, один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении слушателями сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам изучения учебного материала и научных исследований, проводимых под руководством специалиста ГО. 

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.  

Подготовка слушателей к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара).  

Планы семинаров рассматриваются и обсуждаются на методическом совещании, утверждаются заместителем начальника и выдаются слушателям за 2-3 дня до его проведения. 

Групповые занятия – это вид занятий, который позволяет сочетать различные методические приемы (рассказ, беседа, практическая работа и др.) с активным участием слушателей в ходе его проведения. 

Такие занятия проводятся с группами слушателей, которые в силу своих служебных обязанностей имеют определенный уровень знаний по изучаемым вопросам, или прибывшими для повторного обучения в связи с истечением установленных сроков периодичности подготовки по вопросам ГО и защиты от ЧС. 

Практические занятия – проводятся с целью практического освоения слушателями приемов и способов разработки отдельных управленческих документов, производства расчетов, оформления рабочих карт и выполнения других работ, а также изучения и приобретения навыков работы с образцами техники, измерительных и контрольных приборов. 

Групповые упражнения – проводятся с целью закрепления теоретических знаний и приобретения некоторых практических навыков организаторской работы по подготовке к проведению и проведения АСДНР в районах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения. 

Для проведения группового упражнения разрабатываются соответствующие задания, вводные, планы наращивания обстановки и другие необходимые документы. 

При проведении группового упражнения все обучаемые выступают, как правило, в роли одного должностного лица. 

С некоторыми категориями обучаемых (руководители организаций, руководители органов управления ГОЧС) групповое упражнение может проводиться в составе групп управления (когда назначается руководитель соответствующего уровня – города, района, поселения, организации и другие должностные лица этого органа управления). 

Консультации – как вид занятий являются одной из форм руководства самостоятельной работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. 

Консультации проводятся специалистами ГО  в соответствии с расписанием занятий. 

Консультации могут быть индивидуальными или коллективными в составе учебной группы. 

Самостоятельная работа – как вид занятия является важной составной частью учебного процесса и проводится с целью закрепления и углубления знаний, полученных на занятиях, активного поиска новых дополнительных знаний путем самостоятельной работы, для подготовки к семинарам, другим занятиям и сдаче зачетов. 

Самостоятельная работа может проводиться в учебных классах под руководством специалистов ГО или по усмотрению слушателей самостоятельно вне ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС». 

               Для проведения всех видов занятий (кроме консультаций и самостоятельной работы) должны быть разработаны соответствующие методические разработки, план-конспекты (планы) проведения занятия, дидактические и другие учебные материалы. 

               При проведении любого занятия со слушателями специалист ГО  обязан иметь утвержденную методическую разработку по теме занятия, утвержденный план-конспект проведения занятия, учебные пособия, дидактические и другие учебные материалы. 

 

Методическая работа 

Методическая работа является составной частью учебного процесса, одним из основных видов деятельности руководства и специалистов ГО. 

Методическая работа ведется с целью совершенствования уровня профессиональной подготовки специалистов ГО, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий. 

Методическая работа планируется на учебный год и включается отдельным разделом в План основных мероприятий ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС». 

Методическую работу организуют, планируют и контролируют ее выполнение заместители начальника. 

Методическая работа включает: 

  • разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий; 

  • повышение педагогического мастерства специалистов ГО (организация подготовки и проведения учебно-методических сборов, методических занятий и самостоятельной работы специалистов ГО); 

  • организацию и проведение контроля учебных занятий; 

  • рассмотрение эффективности обучения на заседании учебно-методического совета; 

  • организацию работы учебно-методического совета; 

  • изучение, обобщение и распространение передового опыта методической работы; 

  • оказание методической помощи органам управления ГОЧС муниципальных образований по вопросам подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 

Основными организационными формами методической работы являются: 

  • учебно-методические сборы; 

  • заседания учебно-методического совета; 

  • инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия; 

  • взаимные посещения занятий специалистами ГО. 

                Учебно-методические сборы ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС» самостоятельно не проводит. Руководство и специалисты ГО учреждения привлекаются на учебно-методический сбор, который планирует и проводит ДПЧС Ростовской области с периодичностью 1 раз в год. 

Эти сборы проводятся, как правило, перед началом учебного года. На них подводятся итоги учебной и методической работы за прошедший год, уточняются задачи на предстоящий год, обсуждаются актуальные вопросы методической работы, передовой опыт организации учебного процесса и методики преподавания, наиболее целесообразные пути их внедрения. 

Работа учебно-методического совета организуется и проводится в соответствии с Положением об учебно-методическом совете 

Для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий  разрабатываются следующие виды учебно-методических материалов: 

  • методическая разработка; 

  • задание для проведения группового упражнения; 

  • план проведения занятия; 

  • план семинара; 

  • учебно-методические материалы для приема зачетов; 

  • дидактические материалы. 

Методическая разработка – это документ, который определяет содержание занятия и действия специалистов ГО в период подготовки к нему и в ходе его проведения. Она должна быть пособием для специалистов ГО, раскрывающим формы, средства и метод обучения применительно к конкретной теме занятия. 

 Методическая разработка разрабатывается специалистами ГО для подготовки и проведения лекций, семинаров, групповых занятий, групповых упражнений и практических занятий с учетом требований учебных программ, категорий обучаемых и имеющейся учебно-материальной базы. 

План проведения занятия. 

На каждое занятие, должен разработать и иметь план или план-конспект его проведения. План (план-конспект) проведения занятия является рабочим документом специалиста ГО и составляется в удобной для него форме, но при обязательном отражении в нем темы, учебных целей, времени проведения, учебно-материального обеспечения и подробно расписанный порядок последовательности отработки каждого раздела и учебного вопроса, необходимые формулировки, расчеты, напоминания о времени использования слайдов и других наглядных пособий, применение соответствующих методических приемов, вопросов, задаваемых слушателям, ожидаемых вариантов ответов и др. 

План (план-конспект) проведения занятия составляется на учебный год с учетом организации и проведения занятий с конкретной категорией слушателей, и утверждается заместителем начальника Учреждения. 

План семинара. 

Проведение семинарских занятий предусматривается в тематическом плане каждой учебной программы. 

Для проведения семинаров заблаговременно разрабатываются соответствующие планы, которые рассматриваются на заседании предметно-методической комиссии, утверждаются начальником Учреждения и вручаются обучаемым за 2-3 дня до начала их проведения. 

 Время проведения семинара определяется в расписании занятий со слушателями. 

 В плане семинара указывается тема, учебные цели, время на его проведение, вопросы для обсуждения, нормативно-правовые документы, другие источники и литература, рекомендуемые для использования при подготовке к семинару. 

Комплект учебно-методических материалов для приема зачетов от слушателей разрабатываются заблаговременно по каждой программе обучения и утверждаются начальником учреждения.  

Для повышения и совершенствования методического уровня специалистов ГО планируются и проводятся: 

  • показные занятия; 

  • инструкторско-методические занятия; 

  • открытые занятия; 

  • пробные занятия; 

  • взаимные посещения занятий. 

Показные занятия проводятся лучшими специалистами ГО. Они проводятся с целью установления единых взглядов на содержание, организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием современных технических средств и новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются специалисты ГО, которые в это время не проводят учебных занятий. На показных занятиях демонстрируются наиболее целесообразная организация проведения занятий, рациональное материальное обеспечение занятий и наиболее эффективные методические приёмы обучения слушателей. 

Инструкторско-методические занятия организуются и проводятся в целях определения и установления единых взглядов специалистов ГО на структуру, содержание, организацию и методику проведения основных ключевых тем учебной программы. Они проводятся начальником, заместителями начальника, или наиболее подготовленными опытными специалистами ГО. 

Открытые занятия проводятся специалистами ГО в соответствии с расписанием занятий с целью обмена опытом и оказания помощи, особенно молодым специалистам ГО, в организации занятий и методике их проведения. 

На открытых занятиях присутствуют все свободные от учебных занятий специалисты ГО. Открытые занятия планируются и проводятся не реже одного раза в месяц. 

Каждое открытое занятие после его проведения обсуждается на методическом совещании. В обсуждении открытого занятия принимают участие все специалисты ГО, которые присутствовали на занятии. 

После обсуждения начальник  или его заместители отмечает положительные стороны и недостатки проведенного занятия и дает рекомендации о наиболее целесообразных методах и приемах его проведения в дальнейшем. 

На методическом совещании дается оценка специалисту ГО, проводившему занятие. 

Пробные занятия проводятся по мере необходимости с целью определения подготовленности специалиста ГО к проведению учебных занятий по конкретной теме и допуска его к самостоятельному проведению занятий со слушателями. 

Пробные занятия проводятся в присутствии всех специалистов ГО без привлечения слушателей и обсуждаются на методическом совещании или заседании предметно-методической комиссии. 

В случае успешного проведения пробного занятия и соответствующей рекомендации методического совещания или предметно-методической комиссии принимается решение о допуске специалиста ГО к самостоятельному проведению занятий. 

Пробные занятия могут также проводиться для определения организации и методики проведения занятий преподавателем по новым для него темам обучения. 

Взаимные посещения занятий специалистами ГО является одной из форм повышения их методического мастерства путем обмена опытом, подготовки и проведения занятий и товарищеского обсуждения содержания и методики проведенного занятия. 

Количество взаимных посещений каждым преподавателем планируется не реже 2-х раз в год.