г. Ростов-на-Дону ул. М.Горького, 147

ПРИКАЗ от 19.11.2019 г.   № 76 "Об утверждении Положения об организации обучения инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья"

 

 

В соответствии с  Федеральными законами  от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в целях совершенствования учебного процесса в государственном казенном учреждении Ростовской области «Учебно- методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном  казенном  учреждении Ростовской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области» (далее – ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС» (Приложение).

2. Положение об организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном казенном учреждении Ростовской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области» от 10.09.2019 года считать утратившим силу.

2. Приказ довести до заместителей начальника и работников учебной части ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС».

3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

 

 

 

 

О.В. Сосунов


Приложение

к приказу начальника

ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС»

от 19.11.2019 г.  № 76

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в  государственном казенном учреждении Ростовской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области»

1. Общие положения

1.1. Положение об организации обучения инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья   в государственном казенном учреждении Ростовской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области» (далее – Положение и Учреждение соответственно) регламентирует порядок организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – инвалиды и лица с ОВЗ) и обеспечивает реализацию прав инвалидов и лиц с ОВЗ на профессиональное обучение.

1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами:

-Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

-приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню видов трудовой и профессиональной инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничения и ограничений их жизнедеятельности»;

-приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

1.3 Действие настоящего Положения распространяется на:

1) инвалидов и лиц с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий для освоения основных программ профессионального обучения;

2) законных представителей инвалидов и лиц с ОВЗ;

3) педагогических и иных работников Учреждения, участвующих в организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ.

1.3.1. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

1.3.2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие обучению без создания специальных условий.

1.4. На обучение принимаются инвалиды и лица с ОВЗ, которым, согласно заключению медико-социально-экспертной комиссии не противопоказано профессиональное обучение в Учреждении.

1.5. Заключение должно содержать медицинские показания для возможности осуществления обучения по программе профессионального обучения; при необходимости – рекомендуемую учебную нагрузку на обучающегося (количество дней в неделю, часов в день), специальные технические условия, необходимость сопровождения и(или) присутствия родителей (законных представителей) во время учебного процесса, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

1.6. Учреждение создает специальные условия для подготовки по основным программам профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

1.7. Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных программ и методов обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг вспомогательного персонала, предоставление услуг вспомогательного персонала, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных программ профессионального обучения инвалидами и лицами с ОВЗ.

1.8. Настоящее Положение подлежит исполнению всеми работниками Учреждения в пределах своих компетенций, закрепленных в должностных инструкциях.

1.9. В Учреждении реализуется организационная модель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Модель позволяет инвалидам и лицам с ОВЗ использовать профессиональное обучение как наиболее эффективный механизм развития личности, повышения своего социального статуса.

1.10. В целях создания условий для обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ учебная часть Учреждения выполняет следующие задачи:

- осуществление сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, элементов дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;

- обеспечение адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к условиям и режиму учебной деятельности, проведение мероприятий по созданию социокультурной толерантной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать личностные и культурные различия.

2. Содержание и организация учебного процесса

2.1.    Обучение по основным программам  профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

2.2. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может реализовываться через следующие модели: полная инклюзия – обучающиеся посещают Учреждение наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебными планами соответствующей учебной группы; частичная инклюзия – обучающиеся совмещают индивидуальное обучение на дому (в дистанционной форме), с посещением Учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам; обучение в составе отдельно выделенной группы из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (не более 15 человек).

2.3.Содержание учебного процесса регламентируется программой профессионального обучения, учебным планом, календарным план-графиком и расписанием занятий, разработанными Учреждением самостоятельно с учетом требований к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению учебного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

2.4. В учебном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с различными нарушениями; обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся; обеспечивается необходимое материально-техническое оснащение учебного процесса.

2.5. Выбор методов обучения, осуществляемый Учреждением, исходит из их доступности для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, включая использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

2.6. Форма проведения текущего контроля  для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

2.7. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме сдачи квалификационного экзамена. Объем времени на подготовку и сроки проведения квалификационного экзамена определяются в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком.

2.8. Проведение итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При необходимости обеспечивается соблюдение дополнительных требований: присутствие в аудитории ассистента или законного представителя (родителя), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами комиссии и т.д.)

3. Участники образовательного процесса

3.1. К участникам образовательного процесса относятся обучающиеся, работники учебной части и другие работники Учреждения.

3.2. Работниками Учреждения осуществляется комплексное сопровождение учебного процесса в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение включается в структуру учебного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

3.3. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организация индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче экзаменов; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, коррекцию трудных ситуаций.

3.4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

3.5. Социальное сопровождение – это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, включая мероприятия по созданию в Учреждении толерантной социокультурной среды.

3.6. Права и обязанности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ определяются Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения.

3.7. Обучающиеся имеют право на:

- получение профессионального обучения по избранной профессии;

- обучение по индивидуальному учебному плану;

- бесплатное пользование библиотекой, информационными ресурсами Учреждения.

4. Настоящее Положение вступает в силу с момента его  утверждения начальником Учреждения  и действует бессрочно.

5. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в целях обеспечения надлежащего функционирования  Учреждения, при необходимости приведения настоящего Положения в соответствие с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации  и Ростовской области, вновь принятыми и измененными локальными  нормативными актами Учреждения, а также в иных случаях.

6. Все приложения (при их наличии), изменения и дополнения к настоящему Положению являются неотъемлемой его частью.